Методические материалы
Цена такой работы - твоя жизнь
Государственная измена
Государственная измена и шпионаж относятся к числу особо тяжких преступлений, а последствия выдачи государственных секретов способны подорвать обороноспособность нашей страны и поставить под удар многочисленные жизни сограждан.
В условиях проведения специальной военной операции особенно важно каждому гражданину, обладающему правом допуска или доступа к государственной тайне, не только профессионально выполнять свои обязанности по обеспечению её сохранности, но и оказывать всестороннее содействие государству в недопущении её передачи другими людьми в адрес противника.
Завербованные иностранными спецслужбами предатели стремятся похитить и передать ценные сведения о вооруженных силах, расположении объектов критически важной инфраструктуры, секретных разработках вооружений и планах деятельности госорганов. Государственная измена и шпионаж – это всегда умышленные преступления в интересах иностранных государств, международных или иностранных организаций, а также их информаторов на территории России.
Памятка о действиях при обнаружении подозрительных предметов
Обнаружили подозрительный предмет? Рассказываем, что делать в таких случаях:
• не трогайте его – любое вмешательство может быть опасным
• немедленно сообщите по номеру 112 или в полицию о находке
• отойдите на безопасное расстояние – покиньте зону возможного риска
• не используйте телефон и другие электронные устройства, чтобы не спровоцировать взрыв
Если вы оказались в зоне обнаружения:
• сохраняйте спокойствие – паника усугубит ситуацию
• покидая опасную зону, двигайтесь быстро, но без суеты
• предупредите окружающих – сообщите людям рядом о необходимости отойти на безопасное расстояние
• действуйте согласно инструкциям сотрудников правоохранительных органов и спасателей
Будьте бдительны и ответственны – ваша внимательность и правильные действия могут предотвратить трагедию!
Уровни террористической опасности
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой Национальным антитеррористическим комитетом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
На отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:
а) повышенный ("синий") - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;
б) высокий ("желтый") - при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;
в) критический ("красный") - при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Решение об установлении, изменении или отмене повышенного ("синего") и высокого ("желтого") уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) принимает председатель антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Председатель антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации незамедлительно информирует о принятом решении председателя Национального антитеррористического комитета.
Решение об установлении, изменении или отмене критического ("красного") уровня террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) на основании представления председателя антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации принимает председатель Национального антитеррористического комитета. Он же определяет срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается указанный уровень террористической опасности, границы участка территории (объектов), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.
Срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается повышенный ("синий") или высокий ("желтый") уровень террористической опасности, границы участка территории (объекты), в пределах которых (на которых) устанавливается уровень террористической опасности, и перечень дополнительных мер, определяются председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.
Председатель Национального антитеррористического комитета при наличии информации может принять решение об установлении, изменении или отмене любого из уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) одного или нескольких субъектов Российской Федерации (объектах, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) и определить срок, на который устанавливается соответствующий уровень террористической опасности, границы участков территории Российской Федерации (объекты), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.
Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и о границах участка территории Российской Федерации (об объекте), в пределах которого (на котором) он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.
В соответствии с установленным уровнем террористической опасности могут приниматься следующие дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:
а) при повышенном ("синем") уровне террористической опасности:
внеплановые мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта;
дополнительный инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей области;
выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;
усиление контроля в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;
проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;
проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;
своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;
б) при высоком ("желтом") уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении повышенного ("синего") уровня террористической опасности):
реализация внеплановых мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также на наиболее вероятных объектах террористических посягательств лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов;
усиление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, в том числе должностными лицами, порядка регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания и по месту жительства в пределах участка территории Российской Федерации, на котором установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
уточнение расчетов имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;
проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;
проверка готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей;
определение мест, пригодных для временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;
перевод соответствующих медицинских организаций в режим повышенной готовности;
оценка возможностей медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический вред;
в) при установлении критического ("красного") уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении повышенного ("синего") и высокого ("желтого") уровней террористической опасности):
приведение в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции;
перевод соответствующих медицинских организаций в режим чрезвычайной ситуации;
усиление охраны наиболее вероятных объектов террористических посягательств;
создание пунктов временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, обеспечение их питанием и одеждой;
принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб;
приведение в состояние готовности: транспортных средств - к эвакуации людей, медицинских организаций - к приему лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический и моральный ущерб, центров экстренной психологической помощи - к работе с пострадавшими и их родственниками;
усиление контроля за передвижением транспортных средств через административные границы субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ.
На участках территории Российской Федерации (объектах), в пределах которых (на которых) установлены уровни террористической опасности, могут применяться как все, так и отдельные вышеперечисленные меры.
Если в сумке бомба, а в письме пластиковая мина
Сравнительно легко специалисты обнаруживают и обезвреживают штатные мины, снаряды, гранаты и т.п. Но значительно сложнее отыскать, обезвредить или ликвидировать самодельные, нестандартные взрывные устройства.
Преступники, как правило, помещают их в обыкновенные портфели, сумки, банки, пакеты и затем будто случайно оставляют в многолюдных местах. В таком случае трудно отличить сумку с находящейся в ней взрывчаткой от такой же сумки, действительно забытой рассеянным пассажиром, скажем, в электричке, трамвае, троллейбусе или автобусе.
Вот почему требуют особого внимания бесхозные предметы в транспорте, кинотеатре, магазине или на вокзале, митинге. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться "в этом месте и в это время", не оставляйте этот факт без внимания. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке кондуктору, водителю (машинисту).
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
- не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Еще раз напоминаем: Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
Если вы заметили вещь без хозяина, надо обратиться к работнику полиции или другому должностному лицу. Нельзя прикасаться к находке. К сожалению, в некоторых случаях (например, в вагоне электрички, переполненном дачниками, грибниками) остается надеяться только на везение. Если происходит взрыв, то наступает следующая опасность - пожар и паника.
Иногда террористы используют почтовый канал. Для писем с пластиковой миной характерна необычная толщина, упругость, вес не менее 50 г и тщательная упаковка. На конверте могут быть различные пятна, проколы, возможен специфический запах. Должно насторожить настойчивое желание вручить письмо непременно в руки адресата и надписи типа: "Вскрыть только лично", "Лично в руки", "Грифованно" и т. п. Подозрительное письмо нельзя открывать или сгибать, нагревать или опускать в воду. В подобных случаях, прежде всего, страдает именно секретарь, так как один из традиционных вариантов защиты для руководителя - никуда не входить первым и принимать предметы только из рук телохранителя или секретаря. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. Немедленно сообщите об этом администрации учреждения и в отделение полиции.
Приведем некоторые рекомендации при обнаружении подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами.
В качестве мер предупредительного характера рекомендуем:
- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;
- ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;
- периодическую комиссионную проверку складских помещений;
- более тщательный подбор и проверку кадров;
- организацию и проведение совместно с сотрудниками министерства по чрезвычайным ситуациям, правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;
- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.
В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ, МВД, МЧС России.
До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.
В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.
Важно: в соответствии с законодательством руководитель организации несёт персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.
- Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, служб эксплуатации.
- Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных.
- Во всех случаях дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения.
Безусловно: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы, сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Еще раз напоминаем: не предпринимайте самостоятельно никаких действий с взрывными устройствами или подозрительными предметами - это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
Памятка "Как не попасть в сети мошенников"
Притворяясь сотрудниками различных служб и ведомств, мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана своих жертв.
Выманивая миллионы и заставляя брать кредиты, преступники вводят людей в отчаяние, чтобы склонить их к совершению преступлений.
Что выдает преступный замысел злоумышленников? Какие слова и поступки должны стать "красными флагами" в разговоре с незнакомцем?
В этом видео телеканала ОТВ сотрудники правоохранительных ведомств просто и понятно объясняют, как не стать жертвой преступников.